Font designer
Конец печати?
Изыски Дэвида Карсона в области типографики
Что такое шрифт?
Шрифт — это система визуального отображения информации при помощи условных символов
Как правильно использовать шрифты?
Система индексации. Основные группы шрифтов
Шрифт, подходящий для монитора
Интересный шрифт из группы условно-бесплатных
Имитация пишущей машинки
Ссылки на сайты, посвященные подобным шрифтам. Краткий анализ этих шрифтов
Ссылки!
Ссылки на источники бесплатных шрифтов в Интернете и кое-что еще
Голландские дизайнеры - самые креативные в мире!
Так ли это? Если так, то почему?
Как появились шрифты
История развития шрифта
    :     портфолио     :     ссылки     :     шрифты     :     фотоальбом     :     создай свое     :    
Формат

FAQ

Contact us

Cайты

Знаменитые шрифты

Шрифтовой плакат
Где взять шрифты ?
Как правильно
использовать шрифты?



Шрифтовые странности


Вы никогда не слышали, как специалист по винам описывает свой любимый сорт? «Сложное, с дерзким ароматом и неповторимым букетом». Также, как и вино, шрифты и формы литер описываются необычным набором терминов, немного логичным, немного странным и иногда явно несущим в себе олицетворения. Фактическая цель состоит не в том, чтобы сделать типографику другой областью со своим собственным неизвестным арго, а скорее в том, чтобы дать язык, которым люди  — сотрудники типографии, дизайнеры и их клиенты — могут наполовину интеллектуально говорить друг с другом о шрифтах, которые используют. Мы решили дать вам краткий обзор структуры литеры, чтобы когда в следующий раз вы будете обсуждать шрифт с вашим дизайнером (или клиентом, в зависимости от того, кто это читает), вам не приходилось прибегать к словам «та хренька, которая высовывается из верхней части маленькой g».

Чтобы знать, что мы рассматриваем, давайте установим типографское поле игры. Символы делятся на две большие части: прописные и строчные. Высота прописного знака (cap-height) — это в точности то, на что это похоже по звучанию — высота большой буквы. Термин «высота строчного знака» относится к высоте символов нижнего регистра, причем без каких-либо частей, выступающих вверх (как у d) или вниз (как у p). Высота строчного знака по-английски буквально означает «высота буквы x». Почему x? По очень простой причине: это наиболее геометричная по форме литера нижнего регистра, безо всяких частей, выступающих вверх и вниз или плавающих над буквой (как точка над i). Так почему же не используют o? Округленные формы таких литер, как o и u, обычно создают такими, чтобы они были немного больше, чем квадратные или плоские литеры, и выступали немного дальше в верхней и нижней части. Это значит, что o будет фактически немного выше, чем её соседка x. В типографии разрабатывают округлённые литеры таким образом, чтобы оптически они выглядели, как если бы они были того же размера, как другие символы в своей гарнитуре. По той же логике, высота прописного знака фактически означает высоту неокругленных литер вроде X.

Помните то время, когда вы были маленькими и учились писать в прописях с тремя разлинованными строками, одна для нижней части символа, одна для верхней и посередине пунктирная линия? Расстояние от нижней строки до пунктирной линии определяет — вы угадали — высоту строчного знака. Эта нижняя строка называется линией шрифта, и символы находятся прямо на ней. Что тогда насчет p? Точно также, как когда вы пишите от руки, округленная часть p находится на линии шрифта, а нижняя часть свисает или выносится под неё. Так что нижняя часть p (или q, или j, или y), которая свисает с линии шрифта, называется нижним выносным элементом. А что насчет вещи, выступающей из b (или d, или h)? Она называется верхним выносным элементом. Другой базовый элемент, который есть во многих шрифтах, это сериф.

Нет, серифы — это не маленькие ангелочки, а небольшие штрихи (засечки), которые появляются в конце основных штрихов многих шрифтов. Обратите внимание, что не каждый шрифт имеет засечки. Многие гарнитуры относятся к группе sans serif (без засечек или гротески); вы скорее всего знакомы с Helvetica или Tahoma. Серифы имеют две формы, скругленные и прямые. В скругленных серифах засечка присоединяется по кривой. Прямые засечки присоединяются к штриху резко, без изящного, изогнутого перехода. Крупные штрихи, которые составляют литеру, называются по-разному в зависимости от того, к какому типу штрихов они принадлежат. Прежде всего любая прямая или изогнутая линия называется штрихом (stroke). Самый простой штрих — это прямой штрих "вверх и вниз", как на длинной стороне L или R, который называется основным (stem). Что касается той волнообразной кривой, которая формирует центральную часть буквы S, то она называется восхитительно: спинка. В заключение, изогнутый штрих, например, на C, все еще называется штрихом, но направление утончения на штрихе называется наплывом (stress). Наплыв может быть направлен под углом к линии шрифта или параллельно ей; в примере, показанном на рисунке, наплыв на заглавном символе O направлен под углом 15° по отношению к линии шрифта. Не все шрифты имеют наплыв — взгляните на геометрический гротеск типа Futura Extrabold, также показанный здесь.

Округленные формы, которые выходят в некоторых символах вроде R, P и B, называются полуовалами (bowl), а их внутренняя часть — внутрибуквенный просвет (counter). Фактически, любая частично закрытая округленная форма называется полуовалом, а полностью закрытая — овалом. Аналогично, любое частично или полностью замкнутое пространство в литере, включая показанный равнобедренный треугольник внутри A, является внутрибуквенным просветом. Открытие в частично замкнутое пространство называется апертурой, и это хорошая возможность, которая используется для того, чтобы различать гарнитуры. Например, неоклассический шрифт Bodoni имеет относительно малые апертуры в то время как многие гуманистические шрифты (такие, как Bembo) имеют большие апертуры. Возвращаясь к A: линия, формирующая нижнюю часть того треугольника называется полосой, перекрестом или перекрестным штрихом. Полосы можно также найти в R, H, e, t, и F. Наконец, что насчет широкоплечих M? Да, округленная часть m, n, или h называется плечом, и эта часть действительно довольно похожа на плечо.

Кроме засечек литеры также имеют все типы штучек, выступающих из них. Наиболее очевидные из них — это штрихи, выступающие из основной части символа, которые называются «руками» (такие, как в E), а также длинные штрихи, свисающие вниз, которые называются «ногами» или «хвостами» (например, на R). У буквы K есть и рука, и нога; рука поднята, как будто она приветствует экипаж. Изгиб штриха или свисающая нижняя часть Q называется «хвостом» (но только не «ногой»!) Определяющий признак рук, ног, и хвостов: они присоединены к основному или соединительному штриху одним концом, а другой конец свободен.

Часто суженный конец штриха, который не имеет засечки на конце, например хвост у Q, изогнутый кончик t или крюк на f, называется концевым элементом (terminal). Концевые элементы могут заканчиваться шариком (каплевидный элемент) или крутым изгибом (клювовидный элемент). Иногда штрих курсивной литеры (обычно прописной) закончивается изящным завитком, а не засечкой или концевым элементом. Соответственно такие завитки называется всплесками (swash).

У букв G и g можно выделить некоторые характерные особенности, и — чтобы говорить, как настоящий профи в типографском деле — вы можете также запомнить, как они называются. G старого стиля — это довольно сложная штука: овал с петлей под ним, часто с закорючкой, поднимающейся справа от овала. Нижняя петля (довольно просто) называется петлей, и изогнутый участок, который присоединяет петлю к телу g называется связью. «Закорючка» на самом деле называется ушком — заметьте, что у буквы g, кажется, ушки стоят на макушке. Прописная буква G может иметь свои собственные уникальные украшения — шпоры.

Так почему же литеры имеют так много завитков, петлей и чудных выступов? Большая их часть — это следствие длинной и сложной истории письменных знаков. К примеру, засечки унаследованы от гравировок на камне, относящихся к временам Древнего Рима. Есть мнение, что засечки остались от концов штрихов кистью, которыми делали разметку на лицевой поверхности камня как указание для гравера. Наплыв, шпора и петли, кажется, явно пришли из каллиграфии. Некоторые изменения (такие, как прямые засечки) произошли, когда брусковый тип стал преобладающим, и форма литер изменилась на более простую, более геометричную. Знание словаря, используемого для описания формы литер — не только хороший способ более эффективно общаться на тему печати, это также передает ощущение замысловатой, запутанной и очаровательной истории типографского дела.
Автор: Ребекка Блейк, директор по дизайну компании Optimum Design & Consulting.

Публикуется с разрешения автора. Прочесть оригинал .






Роль цвета

Заметки о дизайне

misc.
развеселая чепуха

*PROJECTS

Links

Шрифт,
подходящий для монитора
О засечках

Copyright © 2002 Theinkpot. All rights reserved.


Webmaster


Hosted by uCoz