| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
: портфолио : ссылки : шрифты : фотоальбом : создай свое : | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Голландский дизайн сегодня и вчера
Нидерланды маленькая страна, численость ее населения составляет приблизительно 15 миллионов жителей. Большая ее часть расположена на равнине и не имеет никаких географических особенностей. С запада она граничит с Германией, с севера с Францией и Бельгией, с востока с Англией через Северное море. Как жители любой сравнительно маленькой страны, голландцы всегда чувствовали влияние окружающих стран. Если бы они слепо следовали международным тенденциям, они рисковали бы утратить национальные особенности малочисленного народа. С другой стороны, если бы они оставались равнодушными к иностранным влияниям, то могли бы впасть в провинциализм.
Однако, им удалось создать творения, которые можно причислить к к выдающимся произведениям мировой культуры. Родина Пита Мондриана, Тео ван Дуйсбурга, Геррита Ритвилда и Пита Зварта теперь занята разработкой самых высоких абстракций дизайном букв. "Голландия сегодня имеет большее количество дизайнеров шрифта на душу населения, чем любая другая страна в мире, и примечательно, что теперь в Голландии столько шрифтовых предприятий, " говорит Герард Унгер, один из наиболее знаменитых типографов Голландии. Унгер, очень активный дизайнер шрифта и преподаватель, занимает позицию между классическими проектировщиками шрифта и экспериментальными. Среди работ Унгера шрифт для метро Амстердама, Демос, Праксис, ITC Флора, разработанная для компании Хелл, Америго и и Оранда для Битстрим, и его самые последние рисунки включают газетные шрифты Свифт и Гулливер. Для этих шрифтов характерно широкое очко и высокая удобочитаемость. Шрифты дополнительной группы не имеют общих графических признаков. По построению и характеру рисунка они отличаются от основных групп. Помимо основных графических признаков, для характеристики различных гарнитур и их распознавания можно пользоваться дополнительными признаками характерными (типовыми) особенностями в рисунке отдельных букв: форма точек (завитков) у букв; расположение и конфигурация засечек, нижних и верхних выносных элементов. Согласно Унгеру, источниками вдохновения являются лежащие ниже уровня моря земли и прохладные небеса Нидерландов. "Hollander — один из моих проектов, отражающий бесконечный голландский горизонт. Горизонтальные кривые натянуты, что помогает им сочетаться с большими в засечками, необходимыми, чтобы буквы визуально состаляли слова и строки," объясняет Унгер "Этот шрифт следует лучшим традициям голландского книгопечатания. Возможно ли, чтобы физический облик пейзажа повлиял на свойства графического проекта? Для ответа на этот вопрос мы возвращаемся к началу 20-го столетия. В то время как большинство населения Европы принимало "Art Nouveau" как "последнюю тенденцию искусства, имеющую международное распространение" и это повлияло на архитектуру, ремесло и европейскую культуру в целом, голландцы отклонили Art Nouveau как фривольное направление. Голландские художники ощущали себя прагматиками и реалистами. Таким образом, они склонились к реализму, который позже развился в абстракцию. Возможно ли, чтобы физический облик пейзажа повлиял на свойства графического проекта? Для ответа на этот вопрос мы возвращаемся к началу 20-го столетия. В то время как большинство населения Европы принимало "Art Nouveau" как "последнюю тенденцию искусства, имеющую международное распространение" и это повлияло на архитектуру, ремесло и европейскую культуру в целом, голландцы отклонили Art Nouveau как фривольное направление. Голландские художники ощущали себя прагматиками и реалистами. Таким образом, они склонились к реализму, который позже развился в абстракцию. Сорок лет назад голландское общество было все еще буржуазным, пуританским и находилось под влиянием религии. Эта ситуация стала изменяться после второй мировой войны, когда государство от политической нейтральности пришла к активному членству в трансатлантических и европейских союзах, которое имело далеко идущие культурные эффекты. Это полностью изменило восприятие голландцами национальной культуры, и привело к пересмотру традиционных голландских ценностей. Из крайне религиозного нидерландское общество превратилось в одно из наиболее либеральных обществ в мире. Жизнь в Нидерландах стала намного более открытой и направленной на получение удовольствий. Процветание страны в 60-е стало порой больших надежд; вместо поиска ролевых моделей за границей, голландцы оценили преимущества самим быть образцом для себя. Нет, это развитие нельзя назвать внезапным поворотом в истории нации; голландцы всегда внимательно следили за событиями на международной арене. Будет неверным предполагать, что сельский пейзаж (пусть даже специфический равнинный) единственный детерминант художественного развития в Нидерландах, хотя это несомненно источник вдохновения для голландских художников. Голландское общество всегда отличалось необычайной терпимостью. Для него характерно большое число политических партий, в нем бытует много различных представлений и взглядов. Индивидуальность важнейший его признак. В связи с международными тенденциями в графическом программном обеспечении, национальные черты графического дизайна и книгопечатания должны были бы исчезнуть. Как могло случиться, что есть такое явление в сегодняшнем международном стиле как "голландский дизайн" ? И каковы особенности голландского дизайна? Обращаясь к историческим фактам, я могу в их числе назвать реализм, умеренность, откровенность, ясность, моральную целостность, и социальную ответственность эти свойства часто отмечалась как типично голландские достоинства. Но эти характеристики делают сами по себе не определяют стиль. И если на то пошло, то те же самые качества связаны с модернизмом (международным стилем), другим движением, которое не почти не затронуло Голландию. Голландцы нашли свою собственную интерпретацию модернизма. Герард Унгер в его "Голландском пейзаже в буквах" написал: "...национальный характер только один из компонентов, необходимых для узнаваемого стиля дизайна шрифта. Ведущие элементы стиля зависят не от страны в целом, а, скорее, от области или города, где живет дизайнер, они также также определяются его собственными персональными качествами и эпохой, в которой он творит. " Возможно, иностранный наблюдатель может лучше описать то, что трудно увидеть самим голландцам. Эрик Шпикерман, немецкий типограф, так рассуждает об этом: "Во всех голландских шрифтах, которые я знаю, даже в исторически известных, вертикальный овал является одной из основных составляющих. Они близки по рисунку к французским шрифтам, таким, как Экскоффон, символы которого расширяются от основания кверху. Ясность, открытость, высокая контрастность другие основные признаки голландских шрифтов. Ясность и открытость особенности, помогающие точнее определить свойства построения шрифта и его контрастности, чем, скажем, особенности сочетания округлых и угольных форм. Голландские дизайнеры более всего уделяют внимание структуре, основной форме. С одной стороны, вы с первого раза поймете язык этого дизайна, с другой, он достаточно сложный и продуманный. Иначе говоря, современный голландский дизайн может быть элегантным и эклектичным, изобретательным и уходящим глубоко в историю, систематическим и нефункциональным, провокационным и повседневным, концептуальным и случайным, прагматическим и бессмысленным, остроумным и приземленным, анархическим и традиционным и все это его характеристики; все это голландский стиль. Он колеблется между твердой логикой и полной бессмысленностью. Другими словами, у голландского дизайна нет каких-то постоянных характеристик. Или, по словам дизайнера Макс Кисман, стиль голландского дизайна" является стилем стилей. Это разнообразие форм, которое является уникальным свойством Голландии". Кисман начал использовать компьютер в 1977, когда он был первым дизайнером, который создал рисунок марок для PTT, фирмы, чья деятельность лежала в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, на компьютере Amiga. Кисман также известен своей убежденностью, что удобочитаемость зависит от [оказываемых на зрителя] впечатлений, ритмики, и графических свойств, которые присутствуют или отсутствуют в буквах. Кисман отнесся необычайно скептически к проектированию новых шрифтов, и начиная с 1992 не разработал ни одного нового шрифта", поскольку мои взгляды изменились, я меньше интересуюсь шрифтом. Я мог бы сделать очень много такого, что до этого никто не делал. Я вижу вокруг много такого, что так или иначе связано с тем, что я делал годы назад. Некоторые современные проекты очень хороши, но я думаю, что революция закончена, и теперь началось копирование. Исчез смысл из дизайна шрифта, осталась только декоративность. Каждый может делать то, что делает кто-то еще. Дизайн шрифта склоняется к какому-то среднему значению, выражая общий стиль жизни. Шрифт доступен повсеместно, в любое время. Концепции шрифта доступны повсеместно, в любое время. Как свитер, который вы носите или обувь, которую Вы выбираете. Ничего больше, ничего меньше. Весь этот шум относительно шрифта становится иногда безосновательным, как мне иногда кажется. Конечно, это целая индустрия, появилось множество типографских журналов, большое количество студентов готовы привнести в шрифт что-то новое. Этот мощный управляемый поток — как спасение от существенного вопроса. Выживет ли графический дизайн или нет. И если да, то как? Важнее в этот момент изменить взгляд на графический дизайн". В 1989 Герард Унгер мог говорить, что "для голландского дизайнера важнее текст, а не заголовки," сегодня он допускает(признает) что молодые дизайнеры сумели доказать иное. Один из примеров наиболее продуктивно работающих дизайнеров шрифта современности дуэт LettError, сформированный Эриком ван Блокландом и Юстом ван Россумом. В возрасте 24-25 лет, они разработали наиболее революционный проект в истории дизайна шрифта со времен Гутенберга Randomfonts. С тех пор они создали 17 семейств шрифтов, изданных FontShop, исключая их шрифты для проекта Броуди FUSE. Beowolf, их первый шрифт, является шрифтом, предыстория создания которого, кажется, берет начало еще в догуттенберговское время. Вместо традиционной системы письма - повторение графических форм, которые станут визуально настолько скромными, что они фактически невидимы, Letterror развили специальную технологию, которая позволяет изменять буквы в случайном порядке. Randomfont технология позволяет всякий раз создавать каждую букву по-новому. Нигде нет двух одинаковых букв. Например, если вы наберете два "A" последовательно и распечатаете их, они смотрятся по-разному, завися от вашего случайного выбора. Это новое изобретение не ограничено только изменением формы букв. " Мы могли бы изменить типографские взгляды компьютерных пользователей во всем мире, создав шрифтовой вирус, который медленно преобразовал бы каждую Хельветику в кое-что намного более желательное это была бы пост-современная месть типографа. "Или мы могли бы создавать буквы, которые будут изнашиваться от частого использования, в зависимости от того, какие буквы используются чаще." Ван Блокланд и ван Россум занялись иссследованиями в области "очеловечивания" шрифта. Шрифт, который не работает в сверхурочное время" и "шрифт который добавляет в себя буквы", доходя до крайности в их попытках добавить в компьютерное издательство "человеческие качества". Они верят, что можно вернуть компьютерные тонкости, которые были отброшены в период развития шрифта по экономическим соображениям. "Здесь дело не в простом повторении той же самой формы, это кое-что более интеллектуальное, кое-что такое, что рождается в наших умах ... Хаотичность и изменчивость могут породить новые измерения в печатном деле..." Эксперименты дуэта Letterror имеют, конечно, большой потенциал. Мы можем добавлять некоторые свойства в цифрой шрифт, и это может оказаться очень разумным. Это может приспособить его форму к свойствам среды, в которой мы используем его, изменить его контуры согласно его размеру и сочетанию с цветным фоном и т.д. В Нидерландах существуют 13 школ дизайна. Эрик ван Блокланд, Юст ван Россум, Питер Мертенс, Питер Верхеул, Мартин Маджур, Питер Матиас Нордзей, Эверт Блумсма, Фред Смейерс все они не очень давно стали дипломированными специалистами, и уже всемирно признаны. Большинство их училось у Геррита Ритвилда в Амстердамской академии и в Королевской академии визуальных искусств в Гааге (Геррит Нордзей и Эрик ван Блокланд преподают в Гааге, а Герард Унгер в Амстердаме). Ни один из вышеупомянутых типографов не дал мне возможности сделать вывод, что такое "голландский стиль". Я бы только хотел, чтобы даже в новой объединенной Европе, где происходит смешение и объединение стилей, голландский индивидуальный творческий потенциал преобладал. Питер Билак От себя могу добавить, что суровый климат и жесткая конкуренция способствуют росту креативности. Очевидно, наличие моря тоже сказывается. Нидерланды и Италия в истории человечества были крупнейшими центрами культуры, которыми остаются и поныне. Сергей Родионов |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||