| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
портфолио : ссылки : шрифты фотоальбом : создай свое | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Как сделать шрифт?
При разработке дизайна почти всегда требуется незаурядный шрифт. Вы можете спросить: зачем создавать шрифты? Их и так можно найти тысячами: на дисках, в интернете. Но поиски нужного вам уйдут многие часы, иногда дни и недели. Другой вопрос, что это за шрифты и насколько они могут быть вам полезны. Плохих шрифтов, к сожалению слишком много. Многие начинающие тайп-дизайнеры совсем не умеют рисовать, другие никогда не садились за компьютер и с трудом пользуются мышью. У третьих есть компьютер, но нет денег, чтобы покупать дорогие программы. Но всеми ими движет тяга создать что-то свое. И это уже хорошо. Другое дело, что их путь не может быть легким. Для начала нужно развить руку. А для этого не обойтись без ежедневных, довольно таки длительных занятий.
Как нарисовать шрифт? Если перед Вами такая задача встала впервые, для создания полноценного шрифта важно научиться выводить на бумаге или при помощи мыши на экране простые линии и элементы, из которых, собственно и состоят символы шрифта. Хотим сразу заметить, что шрифт можно нарисовать в исключительно виртуальном варианте, пользуясь Photoshop, Illustrator, Corel, Flash, не прибегая к настоящим ручкам и краскам. Но для этого надо изначально представлять, какой именно шрифт вы хотите сделать но для этого нужно точно знать, что требуется от этого шрифта и обладать немалым опытом, или, если ваш шрифт шуточный, для сайта, комиксов и игр, и чем чуднее он будет, тем лучше. Естественно, надо уметь рисовать «руками», чтобы вышло не то, что получилось, а то, что нужно. Мы все же советуем сначала нарисовать шрифт на бумаге, чтобы представить, какие в нем будут основные элементы. Для работы над шрифтом важно хорошее владение инструментами письма. Неравномерные, грубые движения руки возникают тогда, когда развиты в основном только сильные мышцы. Важно, чтобы рука не дрожала, не была напряжена. На правильное движение инструмента большое воздействие оказывают также положение руки, расположение рабочей плоскости и качество инструмента и материалов. Другими словами, рука должна повиноваться инструменту, а инструмент руке. Работая ширококонечными инструментами (плакатными перьями или плоской кистью), следует соблюдать ряд требований: выбрать постоянное положение руки и глаза и стремиться к тому, чтобы сохранять его на протяжении всей работы; по мере выполнения работы лист необходимо передвигать вверх; вертикальные штрихи выполняют сверху вниз, горизонтальные слева направо, а не в обратном порядке; любой штрих нужно стремиться выполнять сразу, не повторяя движение несколько раз; угол наклона пера должен оставаться постоянным (исключение составляют рубленые и брусковые шрифты, при выполнении которых перо поворачивают под различными углами). Шрифтовую работу лучше вести на наклонной доске это обеспечивает равномерный сток краски. Работа над шрифтом ведется вполне самостоятельно от работы над остальными частями композиции и без цвета: предполагается, что и композиционные и колористические соотношения были правильно определены заранее. И все-таки полезно в конце работы — еще до исполнения оригинала, но после уточнения шрифта — сделать на основе найденного еще один эскиз, более близкий к окончательному, чтобы проверить, верен ли был первоначальный замысел и не слишком ли художник отошел от него. Если полученное впечатление согласуется с замыслом, то можно, вновь проверив все соотношения — буква с буквой, штрих со штрихом, переходить к исполнению оригинала. Горизонталями отмечаются и уровни округлых и острых букв. Эти горизонтали в дальнейшем позволят точно выдерживать принятые пропорции. Устанавливаются пробелы между буквами. Устанавливаются с полной точностью толщины основного и дополнительного штрихов. Устанавливается рисунок всех букв вплоть до самых незначительных деталей. На оригинал уточненный рисунок шрифта обычно переносится с помощью кальки. Калька — итог этой стадии работы. После нее поправок не должно быть. Какие-то поправки все равно неизбежны, но нельзя их планировать заранее, потакая своей беспечности, лени или торопливости. Нельзя делать кальку, отчетливо видя, что в одном из слов буквы расставлены неравномерно, и рассчитывая исправить это уже в оригинале («вот здесь я немного раздвину, а здесь немного сдвину»),— лучше сразу же на эскизе сделать необходимые изменения. Все недочеты, которые художник в состоянии сам заметить, надо поправить сразу же. Сама операция переноса рисунка на оригинал несложна и требует только аккуратности. Обычно на последний, исправленный и уточненный рисунок шрифта накладывается калька, на которую тонко очиненным твердым карандашом тщательно перечерчиваются контуры букв. Здесь более всего надо опасаться небрежности, которая может разрушить то, что было найдено раньше в результате долгой работы. После этого калька, натертая с обратной стороны графитом, накладывается на оригинал, и контуры с той же тщательностью передавливаются на его поверхность. Если оригинал загрунтован гуашью, можно передавливать контур и без графита: на краске останутся отчетливые, слегка углубленные следы. Иногда обходятся и без кальки. В этом случае окончательный эскиз кладется рядом с оригиналом, на оригинал наносится лишь необходимая разметка (горизонтали, некоторые важные вертикали), и художник копирует эскиз. При работе шрифтовыми инструментами применяют разнообразные красящие вещества: черную тушь, разбавленную дистиллированной водой (иногда разбавляют дождевой водой, чаем и специальными веществами на основе спирта, предохраняя тушь от быстрого высыхания на кончике пера); цветную тушь, которой следует пользоваться осторожно, так как при высыхании эта тушь может образовывать на бумаге пятна, коробить ее, что приведет к неровности линий шрифта; акварель и гуашь. Бумага для работы ширококонечным пером должна быть плотная и хорошо проклеенная. Краска плохо впитывается в мелованную и глянцевую бумагу! Работа круглоконечными перьями во многом напоминает работу ширококонечными; здесь следует следить за тем, чтобы круглый диск на кончике пера касался всей своей плоскостью поверхности бумаги, оставляя после себя равномерную по толщине линию. Рукописные шрифты каллиграфического типа хорошо выполнять специально заточенным остроконечным пером. Остроконечное перо может служить также для доработки концевых элементов, засечек и исправления неровностей контура букв. Какой инструмент лучше использовать? На хороших перьевых ручках (которые макают в чернильницы) есть особые засечки для придания эластичности. Вначале ручкой работать трудно, навык появляется при постоянной практике. Можно взять широкий фломастер, кисти разной формы. Нужно добиваться красивой, плавной линии, скольжения. Из каких элементов состоят буквы? 1 верхняя линия строчных букв, 2 междустрочие, 3 линия шрифта, 4 геометрическая линия, 6 верхняя линия прописных букв, 7 верхняя линия округлых прописных букв, 8 основные штрихи, 9 соединительные штрихи, 10 внутрибуквенные просветы, 11 межбуквенные пробелы, 12 вертикальные засечки, 13 надбуквенные значки (акценты), 14 верхние выносные элементы, 15 расстояние между нижными выносными элементами и прописными буквами следующей строки, 16 нижные выносные элементы, 17 односторонняя засечка,18 подбуквенные значки, 19 росчерки, 20 засечки. Для того чтобы достичь определенного уровня пластичности и точности движения руки, работу над рукописным шрифтом следует начинать с выполнения линий различной сложности, обязательно соблюдая последовательность движения руки. Для этого следует выполнить ряд упражнений с постепенным усложнением заданий. Упражнение 1. Выполнение линейных рядов. Круглоконечными и ширококонечными перьями выполнить вертикальные и наклонные линии, следя при этом за правильным положением инструмента и равномерными расстояниями между штрихами. Упражнение 2. Преобразование в ритмический ряд геометрических фигур (треугольника, квадрата, круга). Теми же инструментами выполнить несколько ритмических построений, прослеживая зависимость ритма строки от применения сочетания различных фигур. Упражнение 3. Выполнение элементов букв. Ширококонечным и круглоконечным пером выполнить любые элементы букв с постепенным выявлением формы буквенных знаков. Что такое палеография и для чего она нужна? Наука палеография (от гр. palaios древний), изучает историю письменности. В ней применяют метод графического исследования различных стилей письма не только старых рукописных шрифтов, но и современных. Основные положения этого метода: 1) определение графических особенностей различных шрифтов (пропорции, соотношение штрихов, наличие и форма засечек ); 2) угол наклона письма (положение шрифтового инструмента к строке); 3) последовательность и направление нанесения основных и соединительных штрихов; 4) шрифтовые инструменты (перья, кисти и др.). Анализируя различные стили рукописного шрифта, можно заметить, что наиболее характерным признаком письма является угол наклона пера при выполнении элементов букв. В древнеримском письме, в основных его видах, он приблизительно составлял: в капитальном квадратном 25...30°, в рустике 60°, в унициале 0°. Следовательно, для того, чтобы воспроизвести тот или иной стиль, необходимо выполнить тренировочные упражнения для правильной постановки ширококонечного инструмента по отношению к строке. При выполнении копий различных шрифтов необходимо сохранять постоянный угол письма (исключение составляют буквы М, Ж, Я) и постоянные положения глаза и руки. При выполнении алфавитов важно понять основные принципы формообразования букв, проводить их графический анализ, чтобы определить возможные нарушения логики построения знаков и устранить их. Работу над созданием шрифта лучше начинать с прописных букв, построенных на основе простых геометрических фигур (треугольника, квадрата, круга), а затем переходить к более сложным формам. Выполнение алфавитов шрифтов требует также соблюдения принципов композиции шрифта, т. е. оптически оправданной расстановки букв в строке и равновесия их элементов и цветности. Выполнение различных видов шрифтов. Шрифт обычно создает некий визуальный образ. Если выполнить набор строки различными гарнитурами, даже неискушенный человек обратит внимание на то, что процесс чтения текста значительно затрудняется. Глаз перескакивает с одной гарнитуры на другую и как бы узнает буквы заново. Можно проводить определенные изменения в буквах, например, изменять их величину от бриллианта до квадрата; можно сделать светлое и жирное начертание, изменять угол наклона букв и получить курсив, но образ шрифта останется прежним, так как не изменилась его самая главная особенность конструкция, характерные черты рисунка. Если существенно изменить конструкцию букв, например увеличить или уменьшить толщину основных или соединительных штрихов, или круглую форму букв на эллиптическую, направление букв осей, характер шрифта резко изменится. Каждый шрифт может быть представлен схемой, определяющей его конструкцию. Рассмотрим принципы образования графем кириллического алфавита. Все буквы алфавита можно разделить на пять наиболее характерных групп: группа 1: буквы, состоящие из вертикальных и горизонтальных линий (Н, Г, Е, П, Т, Ц, Щ, Ш); группа 2: буквы, состоящие из вертикальных и наклонных линий (Л, Д, М, И); группа 3: буквы, состоящие из наклонных линий (А, У. X); группа 4: буквы, состоящие из округлых линий (О, С, Э, 3); группа 5: буквы, состоящие из вертикальных, горизонтальных линий в сочетании с округлыми элементами (Ж, Б, В, К, Р, Ф, Ч, Ы, Ь, Ъ, Ю, Я). Анализируя конструктивные особенности графем, можно сделать следующие выводы: наиболее характерными буквами для каждой группы являются: для первой Н, для второй Л, третьей А, четвертой О и пятой Ж; меньше всего букв в группе 3; самая многочисленная группа 5; наиболее четко воспринимаются буквы из групп 1, 3, 4; в группе 5 приблизительно '/з алфавита составляют буквы со сложным конструктивным построением. Такое распределение шрифтов не является точной схемой для всех видов шрифтов. Шрифт, как и любое другое произведение искусства, обладает многообразием форм. Так, буквы Д, К, М, У, Х часто имеют свой индивидуальный рисунок, что оказывает влияние на конструкцию некоторых элементов других букв. Существует определенная закономерность построения графем букв по принципу одинарных и сдвоенных графических схем. Самые разнообразные шрифты могут быть выражены определенной конструктивной схемой полиграммой (полиграмма конструктивная схема гарнитуры шрифта, которая помогает определить пропорции и построить все элементы букв, входящих в гарнитуру). Для определения графического изображения конcтрукции шрифта необходимо совместить буквы тождественными формами. Это совмещение одной буквы с другой позволит получить несколько промежуточных полиграмм: 1) по прописной букве Н строятся буквы И, П, Ц, могут частично находиться различные варианты букв Д, Л, М, У и основные элементы букв Б, В, Е, К, Р, Ю, Я; 2) по прописной букве О строятся буквы С, Э, Ю; 3) по прописной букве А строятся некоторые варианты букв Д, Л, М и могут быть найдены основные элементы букв X, У; 4) по прописной букве Е строятся буквы Г и Т; 5) по прописной букве В строятся буквы 3, Ы, Ь, Ф, Я; 6) по прописной букве К строится буква Ж; 7) по строчной букве н строятся строчные буквы а, в, г, д, и, к, л, п, т, ч, ц, ь, я; 8) по строчной букве о строятся буквы б, е, з, р, с, ф, э, ю. Совмещая промежуточные полиграммы, можно получить общую полиграмму. При наложении полиграмм необходимо обращать внимание на то, чтобы основные тождественные формы симметрично располагались вокруг центральной вертикальной оси, а вертикальные, горизонтальные, наклонные и округлые штрихи совпадали. Основными композиционными осями считаются внешние контуры рисунка букв. Вызвано это тем, что все остальные элементы букв могут видоизменяться, а шрифт может быть светлым, полужирным, жирным или будет иметь узкое, нормальное или широкое начертание. Шрифт можно построить при помощи различных геометрических выкладок. Например, при помощи модульной сетки. Прежде всего устанавливают пропорции прямоугольника, в который должна быть вписана буква. Здесь это соотношение равно 4:5, т. е. четыре клетки по ширине и пять клеток по высоте. Далее нужно определить, какую часть стороны прямоугольника занимает основной элемент. Ширина этого элемента будет равна одной клетке. Такой элемент служит для измерения данной буквы и одновременно всех букв шрифта. Сетка также дает возможность установить место и направление главных осей буквы. Из рисунка видно, как по модулю и модульной сетке находят пропорции букв, места соединения штрихов, центры дуг окружностей. Исходными буквами при рисовании алфавита служат буквы Н и О. На основе этих букв можно создать другие буквы. Модульная сетка облегчает построение рисунка каждой буквы, определение ее ширины и связь отдельных элементов. Ширина прописных букв Ж, М, Щ, Ш, Ю обычно составляет полуторную ширину узких букв. Компьютерная обработка. После того, как шрифт полностью нарисован, необходимо перевести его в электронную форму (оцифровать). Рисунок сканируют, обрабатывают в Adobe Photoshop, чтобы убрать полутона и брызги, переводят в и импортируют в формате TIFF или Bitmap в специальные программы для дальнейшей работы со шрифтом в кривых. Нужен достаточно большой объем оперативной памяти, мышь должна хорошо скользить и иметь хорошую чувствительность. Для этого нужны специальные программы. Программы для разработки шрифтов. ParaNoise Эта программа позволяет создать “живой шрифт”. Первым «живым» шрифтом стал Beowolf, созданный в 1989 году дизайнерами-экспериментаторами студии LettError Эриком ван Блокландом и Юстом ван Россумом. Этот шрифт был первым из серии "случайных" шрифтов, изменяющих свой вид при печати. Это был шрифт в формате PostScript Type 3, позволяющий при описании символов использовать генератор случайных чисел. При этом контуры символов генерируются каждый раз вновь. Формат PostScript Type 3 поддерживается всеми PostScript-устройствами. Программа ParaNoise позволяет существенно расширить возможности данного метода. Взяв шрифт PostScript Type 1, она накладывает на него различные эффекты, которые изменяют форму букв по определенному закону. В числе эффектов — разбиение контура, смещение его точек по определенным правилам, вращение, масштабирование. Последовательное применение к контуру нескольких процедур приводит к возникновению совершенно фантастических эффектов. С помощью программы ParaNoise создаются так называемые "живые" или "случайные" шрифты, которые при печати постоянно меняют форму знаков: все буквы в документе будут разными. Пользоваться программой просто. Загрузите шрифт в формате PostScript, выберите из списка несколько эффектов и установите с помощью шкалки их интенсивность. На экране можно посмотреть, как будут выглядеть буквы нового шрифта. Затем дайте команду на построение нового шрифта и получите PostScript-шрифт в двух формах — динамической и статической. Динамическая форма (это PostScript Type 3) будет использоваться при выводе на устройства, поддерживающие PostScript, и позволит динамически менять форму символов, а статическая (PostScript Type 1) — при выводе на остальные, например на экран (для этого потребуется Adobe Type Manager). Не останавливаясь подробно на отличительных особенностях этих систем, отметим только, что все они позволяют строить качественные шрифты в форматах TrueType и PostScript и сложны в использовании. Кроме того, они дороги (за исключением системы Fontain, которая не продается). Fontain Многие персональные компьютеры оснащены графическим планшетом и пером (например фирмы Wacoom), на котором можно писать и рисовать. Для таких компьютеров существует программа FastFont, хотя, в ней можно рисовать и качественной мышью. Вы пишете буквы или знаки в любом порядке. Можно корректировать, стирать, дорисовывать различные элементы, регулировать апроши. В программе есть кисти различных форм и наклона, а возможность учитывать нажатие пера придает письму более естественный вид. Когда вы окончите рисование, нажмите кнопку "Построить шрифт" и у вас будет готовый файл шрифта. В программу можно загрузить имеющийся на вашем компьютере шрифт и отредактировать. Fontographer 3.5 (фирма Altsys) — популярный редактор шрифтов, работающий на РС и Macintosh. FontLab 2.5 (Россия) — хорошая, довольно удобная программа для редактирования True Type и Type 1. Fontain (внутренняя разработка фирмы ПараГраф) — создаются все шрифты ПараГраф. В настоящее время широко применяются шрифты, основанные на описании контурных символов. Обычно контур существует в виде набора отрезков и кривых, имеющих определенные математические свойства. Началом их использования послужила разрботка фирмой Adobe формата Adobe Type 1 (PostScript Type 1) . Шрифты формата PostScript Type 1 наиболее пригодны для издательских систем. Другой распространенный формат это TrueType, совместная разработка фирм Apple и Microsoft для применения в операционных системах Mac System 7.x и Windows. Редакторы шрифтов, работающих на PC: Macromedia Fontographer, FontLab, Font Creator, FontStudio, Fontain. Возможности Fontographer очень высоки, но программа дорога и овладение навыками работы с ней займет много времени. Font Creator хорошо подходит для начинающих, работая с ней можно понять основные правила работы со шрифтом, в ней все делается вручную, но с ее помощью можно создать и отредактировать лишь TTF. Также нельзя не отметить проблемы с кодировкой кириллических шрифтов. У всех указанных выше программ англоязычный интерфейс. Существует российская программа ScanFont, в которой можно преобразовывать изображения в формате TIFF в шрифты. Изображения символов вводятся в компьютер с помощью сканера или цифрового фотоаппарата. Далее изображение импортируется в шрифтовую программу, где каждая буква обрабатывается и определяется кодировка шрифта. Прочесть руководство по Macromedia Fontographer в формате PDF заархивированное в WinRar. Еще есть легендарная программа Font Studio 2.0, которую можно сейчас только заказать по почте наложенным платежом (а вообще кто знает? может еще как можно достать), и стоит она около $40. Эта программа с очень удобным интерфейсом, где "все видно", создана для Mac. Согласно авторитетному мнению нескольких звезд шрифтового дизайна, Fontographer не идет ни в какое сравнение с ней. Copyright © Ian Gunn В напутствие хочется добавить, что создание шрифта дело небыстрое и требует качественного исходного рисунка, и скорее всего, для этой цели какой-то одной программы вам будет мало.
Даниловы М., Ю.
P.S. От себя могу добавить, что дизайн шрифта можно отнести скорее не к художественным явлениям (хотя, конечно, и здесь без вдохновения не обойтись), а к явлениям, связанным с математикой и оптикой. Только построенный с учетом специфики человеческого зрения шрифт будет иметь оптимальные характеристики и наибольшую удобочитаемость. Без определенных вычислений не обойтись. Но это уже тема другой статьи и даже книги. Мария Данилова |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||