| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
: портфолио : ссылки : шрифты : фотоальбом : создай свое : | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Классический типографский шрифт всегда имеет засечки.
Засечками называют выступающие относительно концов основных штрихов букв элементы. Засечки бывают треугольные, эллиптические, овальные, прямоугольные, более или менее тонкие. Они облегчают чтение, как бы соединяя буквы между собой.
Принято считать, что полноценными шрифтами с засечками являются гарнитуры антиквенных групп. Яркий пример серифного шрифта — гарнитуры тип Таймс, Бодони, Гарамон.
Шрифтам с засечками противостоят гротески. Эти шрифты начали распространяться в начале 20-ого столетия – в конце эпохи модерна, их появление положило конец господству антиквенных шрифтов. Проект шрифта был быстро развивающийся, назван sans serif – в переводе с французского — "без засечек"). Первые шрифты без засечек появились еще в 19 веке, но считались экзотикой. Новым шрифтам дали название «гротеск» и из-за их необычных свойств использовали редко, в основном в акцидентном наборе. Такое положение вещей оставалось до тех пор, пока немецкая группа Баухауз не стала использовать и разрабатывать такие шрифты. Девизом нашествия гротесковых шрифтов стала прагматичность, рациональность, стремление избежать «лишнего». Наиболее известным образцом гротескового шрифта того времени является Футура, шрифт, созданный в Германии в 1928, в нем отразились основные идеи идеологии Баухауз. Первые гротески проигрывали серифным шрифтам в удобочитаемости. Футуре не удалось занять ведущих позиций, предпочтение было отдано Хельветике, типичному "офисному" шрифту. Примером дальнейшего развития гротесков является Фрутигер (он же Freeset, созданный в 1976); на первый взгляд он напоминает Хельветику, в нем прослеживается тенденция к некоторым "анти-геометрическим" особенностям, типа неравной ширины элементов (особенно в шрифте жирного начертания), непрямоугольность конечных линий, их закругленность (например в основании вертикальной линии в букве "b"). Все эти тонкости нужны были, чтобы сгладить слишком резкие линии гротеска, повысить четкость знаков, их узнаваемость, в результате получился гораздо более удобочитаемый шрифт — особенно по сравнению с Хельветикой или Футурой. Тенденции, которые проявились в шрифте Фрутигер, были позднее развиты в семействе шрифтов, чрезвычайно популярных теперь как в вебе, так и в полиграфии. Первый шрифт этого семейства, названного Meta, был разработан в 1984 дизайнерами Эриком Шпикерманом и Лукасом де Гротом. В Meta элементы слегка различаются по ширине (в маленьких кеглях, более тонкие элементы должны не сойти на нет, но, напротив, быть неотличимым от более толстых) и, как компенсация отсутствия засечек, согнутые окончания вертикальных линий в буквах "b" или "n". И прописные и строчные буквы гораздо уже, чем у других гротесков (буквы зрительно вписываются в прямоугольники, а не в квадраты). Задача состояла в том, чтобы, сохравнив экономичность шрифта, повысить его удобочитаемость, и чтобы он выглядел при наборе мелким кеглем хорошо и на экране и на дешевой бумаге. Мета был провозглашен "шрифтом девяностых". Елена Пахалуева, Чита, Россия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||