| ||||||||||||||||||||||||||||||||
: портфолио : ссылки : шрифты : фотоальбом : создай свое : | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Почему-то специалистов, занимающихся шрифтом общество воспринимает как неких своеобразных чудаков, которые «чешут левое ухо через голову правой рукой», или, что более лестно, малочисленную графическую элиту.
Несколько лет назад один из авторов в журнале “Publish” высказался, что, мол, в России ситуация с кириллическими шрифтами улучшилась. В чем-то можно с ним согласиться, причем надо отметить, что она улучшилась не сама по себе, а в основном благодаря “DS-Studio”, порталу «ProDTP», FontsGets.ru и всем тем, кто вкладывал время и силы в создание некой базы кириллических шрифтов, где каждый может найти шрифт для работы. Те, кто искал шрифты за пределами Рунета, знает, как долго и мучительно искать подходящий шрифт в дебрях бесплатных и условно-бесплатных шрифтов: медленно загружается графика сайтов, трудно среди разномастных и аляповатых образцов найти приемлимое, шрифты могут быть (и чаще бывают) без цифр, кернинга, кириллицы, знаков препинания, битые. То, что есть на диске из ларька, чаще всего с теми же изъянами. Правда еще там присутствуют похищенные у «Паратайпа» коллекции в формате Type 1, и это именно те шрифты, которые используются в большинстве (!) издательств и дизайн-студий. Здесь кончается дизайн и начинается штамповка. Наиболее «избитые» шрифты: гарнитура Times, любимая издательством «ЭКСМО» — какую книгу Марининой ни откроешь — все она, родимая! А чего стоят обожаемые «Московским Комсомольцем» Pragmatica, Futura и Futuris Extra Bold, любимая русофилами Ижица (упаковки для масла, семечек, пельменей, конфет и бог знает чего еще), Betina Script (вывески пивных, пищевые продукты, открытки), намозолившая глаза Dolores the Bookworm (в КАЖДОМ детском издании, на упаковках товаров для детей ). Виновны в «проштамповке», конечно, не авторы шрифтов, потому что любой шрифт может надоесть, если им будут злоупотреблять, а те, кто не утруждает себя поиском шрифта при разработке дизайна. «Московский Комсомолец» — газета с миллионными тиражами. Без сомнения, ее спонсоры могут себе позволить купить для газеты шрифт (например, тот же Thesis), чтобы она отличалась от других и ее было приятно взять в руки. При таком оформлении и верстке, какое в газете сейчас, читать текст неприятно. Строки сливаются, один абзац наползает на другой. «МК-Бульвар» оформлен еще хуже. Шрифт «Bloknot» нечитаем и просто вреден для глаз. Извините меня, господа издатели, но я вышеназванные издания не покупаю, и не буду покупать, пока ситуация не изменится в лучшую строну. А новости лучше послушаю по радио. Причина такого оформления, вероятно, в колоссальном неуважении к читателю. Но это уже вопрос политики. Учредители «Большого Города» поступили разумно, сделав ставку на Bell Gothic. По крайней мере, номер выглядит стильно и даже при печати на газетной бумаге текст читается. Разработанное «Паратайпом» не отличается новизной и оригинальностью решения, но их шрифты проверены и их хорошее качество гарантировано. Данная фирма разрабатывает шрифты именно для полиграфии. Любители объясняют, что делают шрифты для веб-дизайна и печати на принтере. Требования к таким шрифтам гораздо ниже, вернее, это другие требования. Как понять, плох или хорош данный шрифт? Это зависит от целей, которые вы преследуете. Если вы планируете сверстать книгу или журнал, лучше шрифт купить у фирмы или дизайнера, который умеет делать шрифты и отвечает за созданный им файл. Если вам нужна эффектная визитка или плакат, можно рискнуть и взять броский бесплатный шрифт — вы ведь все равно переведете его в кривые (однако лучше написать файл postscript и проверить pdf во избежание неприятностей). Нашли свежий шрифт для работы в офисе? Наберите страничку текста и распечатайте на принтере. В мире существует несколько школ шрифтового дизайна. Не касаясь традиций Японии, Китая, Кореи, можно сказать, что, к примеру, голландская школа очень отличается от российской. И то, что в Европе классика — в России будет выглядеть вычурным и нечитаемым, потому что кириллица обладает массой особенностей. И наоборот, шрифты, разработанные русскими мастерами, могут казаться европейцам топорными и аляповатыми. Гарнитура, используемая в Новые отечественные шрифты История гарнитуры Фриз Квадрата (Friz Quadrata) началась в 1965 г. Если быть точными, то это не совсем квадрата. Первое начертание было создано Эрнстом Фрицем (Ernst Friz) из Швейцарии и позже получило известность благодаря Международному конкурсу шрифтового дизайна Visual Graphic Corporation (VGC). Позднее Виктор Карузо (Victor Caruso) в сотрудничестве с ITC добавил к существующему нормальному жирное начертание. С 1973 г. шрифт вошел в библиотеку ITC, и в 1994 г., Тьери Пофулю (Thierry Puyfoulhoux) сделал его курсивные начертания. Кириллическая версия Фриз Квадрата была сделана в фирме ParaType (ParaGraph) в 1996 г. шрифтовым дизайнером Александром Тарбеевым. ITC Тру Грит (ITC True Grit) создан Майклом Стейси (Michael Stacey), графическим дизайнером из Флориды, по мотивам шрифтовых разработок 1930х годов. Страстный коллекционер классических образцов типографики и дизайна 3040 годов., Стейси особенно интересовался шрифтовыми работами художников вывесок и афиш. В работе над шрифтом ITC Тру Грит его цель была сохранить свободное, случайное впечатление тонкой ручной работы в современной компьютерной типографике. Шрифт Родченко (ITC Rodcnenko) спроектирован в фирме ParaGraph в 1996 г. шрифтовым дизайнером Тагиром Сафаевым на основе шрифтовых опытов конструктивистов 2030 годов. В настоящее время закончена работа над двумя начертаниями Bold и Inline, эти начертания лицензированы Международной шрифтовой корпорацией (ITC). Дизайнеры пытаются придать европейским гарнитурам кириллические черты (Friz Quadrata, Officina, News Gothic, Letter Gothic). Стильные, качественные шрифты сразу же приобретают популярность, со страниц модных журналов они перекочевывают в повседневность, их начинают использовать к месту и не к месту и, увы, вновь возникает «штамп». Однако, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Если все будут говорить о шрифтах, но никто не будет их создавать, ситуация не изменится. Надеюсь, что наш сайт поможет вам разобраться в многообразном мире шрифтов и постепенно из графики исчезнут шрифты-«штампы». Copyright © 2002 Мария Данилова. Берлинская стена в голове — что сказал Александр Тарбеев по этому же вопросу. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||