| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
: портфолио : ссылки : шрифты : фотоальбом : создай свое : | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Цвет тесно взаимосвязан как с композицией в целом, так и с главными ее элементами — шрифтом и изобразительным материалом. Первым цветом отпечатка литеры был черный со всевозможными оттенками серого и коричневого, получившимися благодаря использованию различных штрихов в буквах, многочисленным разрядкам и отбивкам. Потом для выделения отдельных глав, буквиц, параграфов стали использовать красный цвет. Так, благодаря натуральным красителям, черный и красный стали основными цветами шрифта. Когда нет ограничения в выборе красителя, стал применяться почти весь спектр, доступный человеческому глазу. В композиции цвет помогает подчеркнуть ту или иную ее часть. С помощью цвета можно, например, контрастно выделить заголовок или некоторые части изображения, на, которые читатель должен обратить особое внимание. Красочное оформление должно находиться в гармонии работы, построенные на свободном сопоставлении цветовых пятен. Выбор того или иного цветового решения должен быть обязательно согласован со спецификой данного издания: то, что хорошо, например, в плакате, рассчитанном на большое дистанционное восприятие, выглядит грубо и неуклюже в художественной открытке малого формата, воспринимаемой максимально на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, не надо забывать о том, что некоторые цвета в силу традиционных представлений имеют символический характер. Цвет в оформлении печатных изданий не должен превращаться в самоцель, в стремление ввести в композицию как можно больше красок и их оттенков. Он должен быть средством раскрытия основной идеи произведения. Если в живописи при помощи богатого сочетания цветов создают прекрасные живописные произведения, в графике используют меньшее количество красок, применяя для создания целостных, законченных композиций главные полиграфические средства — линию, пятно, тон. При создании красочной графической работы определенную роль играет пространственное отношение цветов. Проведем простой опыт: расположим два одинаковых по размеру квадрата в одной плоскости, один — ярко красный, а другой — голубой. Глаз воспринимает обе поверхности как бы лежащими в разных плоскостях — красный квадрат выступает вперед, а голубой отодвигается назад. Впечатление приближающегося и удаляющегося цветов зависит от их характеристики — тона, насыщенности, конфигурации и контрастности пятна по отношению к фону. Если умело использовать такой оптический эффект, можно в плоскостном изображении создать впечатление глубины пространства. Наиболее часто применяемые цвета в классической печати — белый и черный, которые отличаются интересной особенностью — находиться в согласовании почти со всеми другими цветами. Черный и белый цвета как бы противоположны: черный делает различные цвета темнее, а белый — светлее, но вместе с тем, поставленные между контрастными цветами или примешанные к ним, они сглаживают различия между этими цветами. Черный обладает богатейшей палитрой оттенков. Белый и черный цвета характеризуются большим зрительным воздействием, поэтому использование их требует хорошего художественного вкуса. Белый, черный, серый цвета можно увидеть в графических работах в качестве фона. Наиболее часто применяемым фоном является белый цвет — естественный цвет бумаги. Последнее время появилось много печатных произведений (особенно в рекламе), где в качестве фона используют черный и другие цвета, позволяющие резко выделять различные элементы композиции. Серый фон бывает необходим тогда, когда нет уверенности в том, что верно найдены цветовые гармонические сочетания в композиции. Тогда преобладающий цвет как бы нейтрализует цветовые пятна. Поскольку влияние фона на цвета композиции весьма существенно, подбор цветных фонов требует серьезного внимания. Цвет фона должен быть подчинен основному замыслу произведения. Если необходимо выполнить напряженную, динамичную композицию, следует выбрать контрастные цвета фона и основного элемента (например, шрифта), и наоборот — в спокойной, уравновешенной композиции цвет фона и цвет основного элемента могут быть одинаковыми, но разными по насыщенности. Цветовая характеристика красок меняется от введения в них белой и черной красок, черная делает цвета более теплыми. Однако если внимательно приглядеться к черному цвету, то можно заметить, что он не бывает абсолютно черным — он слегка холодный или теплый. Это зависит от преобладания в нем какой-либо теплой или холодной краски. Белый цвет делает краски более холодными. Например, размещенные на белом листе бумаги синие и фиолетовые цвета выглядят еще более холодными, но стоит окружить их черным цветом, как они станут теплее. Иногда необходимо создать большой цветовой контраст между фоном и основным элементом композиции. Надо помнить, что контур и форма элемента тем лучше видны, чем больше разница его цвета с цветом фона. В других случаях требуется усилить главную часть композиции по насыщенности цвета, и если этого не сделать, то контуры этой части композиции будут сливаться с фоном. Например, красный квадрат, помещенный на таком же по насыщенности желтом фоне, делает границы между ними неясными, расплывчатыми. Если сделать красный квадрат темнее, контрастность его по отношению к фону резко возрастет. Приведем зависимость восприятия объекта от фона, на котором он помещен.
Наилучшей контрастностью обладают черный и желтый цвета, которые помещены первыми. Далее контрастнось цветов показана в убывающем порядке. Эти данные дают приблизительное соотношение цветов, так как здесь не учитываются насыщенность цвета, степень его освещенности, размеры объекта. Copyright © Сергей Родионов |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||