|
| |
Шрифт Футура
Автор рисунка гарнитуры «Футура» — немецкий художник Пауль Реннер. Мода тех лет стремилась к геометризму, пропорциональности, отказу от декоративных деталей. Художников того времени интересовал шрифт сугубо футуристический, сильно геометризованный, "угловатый", конструктивисткая гарнитура, характерная для стиля 30-х годов. Пауль Реннер создавал шрифт Футура с помощью циркуля и линейки. Однако, успех этого шрифта во многом обусловлен тем, что идея геометрического построения символов не доведена в ней до нонсенса.
Обычно конструкция букв включает в себя однотипные повторяющиеся элементы: перекладины, засечки, каплевидные, пламевидные элементы, овалы, полуовалы. Характерное очертание этих элементов позволяет выделить конкретный шрифт из ряда похожих. У Футуры эти элементы были максимально приближены к своим геометрическим прообразам — буква «о» близка к правильной окружности.
Современники отмечали в Футуре сочетание абстрактной геометрической жесткости с благородным классическим изяществом, «внеисторическое конструктивное решение, которое производит впечатление необыкновенной чистоты и благородства» (Вилли Хаас). С течением времени Футуры ее геометричность еще более смягчилась в пользу привычного, традиционного рисунка.
Пробные варианты нового шрифта появилисьосенью 1925 года: ими печатались пригласительные билеты, они демонстрировались в школе искусств Франкфурта-на-Майне. Многие буквы, особенно строчные, еще имели тогда нарочитый, неестественный вид. В целом шрифт вышел кричащим, рекламным, в текстовом наборе раздражал глаз. К моменту первого выхода Футуры на шрифтовой рынок в 1927 году Реннер создал альтернативные варианты спорных букв, близкие к тем, которые входят в современные шрифты семейства Футура.
В 1927 году Футура в значительно доработанном виде была опубликована в каталоге фирмы Бауэр. Вначале гарнитура имела 6 начертаний разной степени насыщенности и 3 узких. Затем количество начертаний было увеличено: появились наклонные и новые декоративные варианты. С 1928 по 1956 год Футура подвергалась изменениям. Необходимо отметить, что Реннер до последних дней жизни развивал свой шрифт.
Шрифты Реннера:
Плак (1928 г.) — гротеск.
Баллада (1937 г.) — готический шрифт.
Реннер-Антиква (1939 г.) — оригинальная небезуспешная попытка создать антиквенный шрифт в стиле готического. Страница, набранная Реннер-антиквой, выглядит совсем как страница, выполненная шрифтом средневековых книг — текстурой.
По-разному складывались судьбы геометрических шрифтов — современников Футуры. Более сдержанный, не столь радикальный в своих формах, Эрбар представляет собой отличный шрифт для набора текстов, тогда как Футура находится где-то на грани между текстовыми и акцидентными шрифтами.
Геометрические гротески пользовались бешеной популярностью вплоть до 60-х годов XX столетия. В конце 20-х и в 30-е годы они трактовались как выражение современности и индустриальной культуры. Только в 60-х их заметно потеснили так называемые новые гротески, такие, как Хельветика и Универс. Но сегодня Футура снова любима графическими дизайнерами за ее суровую геометрию и простоту формы.
Как и все геометрические гротески, Футура в своих начертаниях не имеет контраста. Число элементов, составляющих рисунок каждой литеры, сведено к минимуму. Почти очевидно, что буква o в геометрическом шрифте должна представлять собой просто окружность, если, конечно, за основу шрифта не взят квадрат. Конструирование других знаков, например, строчных а или g, ставит несколько более сложную художественную задачу. Для Футуры строчные символы а, b, d, p, q нарисованы путем элементарного прибавления прямой вертикальной стойки к окружности. Буква t составлена из двух перпендикулярных стоек, а нижний выносной элемент j не имеет закругления. У прописной G нет нижнего вертикального штриха, а Q является правильной окружностью, пересеченной диагональным штрихом. Однако самом деле Футура не содержит ни одной безупречной окружности, и ее штрихи далеко не всегда имеют равную толщину, иначе шрифт был бы совершенно нечитаемым. Вертикальные штрихи несколько толще горизонтальных именно затем, чтобы выглядеть равной с ними толщины; тот же эффект учтен в контурах буквы о и других окружностей. Стоит обратить внимание на способы соединения элементов, компенсирующие нежелательные визуальные эффекты и делающие шрифт более ровным по цвету.
Здесь нет этих ужасных угловатых краев, которые есть в Кабеле, и которые делают край полосы набора рваным и очень неприятным на вид. В отличие от Реннера автор Кабеля Кох широко известен и как мастер каллиграфии: в рисунках Кабеля просматривается глубокое понимание законов построения рукописного шрифта и — совершенно сознательный отход от этих законов. Он сделал броский, отталкивающий шрифт, который вряд ли с чем-то будет сочетаться на полосе любого издания. Это своеобразный инструмент пытки читателя, созданный в чисто немецком стиле.
Некоторые исследователи видят в оригинальной Футуре особенности, указывающие на ее немецкое происхождение. То обстоятельство, что верхние выносные элементы строчных символов спроектированы выше прописных, приближает Футуру к старостильным антиквам и улучшает вид текста на любом языке. С другой стороны, это особенно важно для немецкого, изобилующего прописными буквами. У шрифта вертикально обрезанные концы буквы с — это связано с тем, что в немецких словах после с чаще всего следуют h или k. Названные черты сохранились и в кириллических версиях Футуры.
Правами собственности на рисунок и название шрифта Футура обладает фирма Fundicion Tipografica Neufville (Барселона) — правопреемник уже не существующей фирмы Бауэр. В 1995 году по лицензии законного владельца Владимиром Ефимовым были разработаны цифровые кириллические версии Футуры в 8 начертаниях — NV Футура. Ранее тем же автором была создана гарнитура Футурис, также близкая по рисунку к Футуре.
Безусловно, Футура является одним из самых популярных и самых «избитых» шрифтов современности, чем обязана своей кажущейся простоте и геометричности.
|
|
|
|